Банкрот с «приданым»: что ждет уникальный завод «Роскосмоса» в Миассе

20.07.2021

Входящий в состав государственной корпорации «Роскосмос» Миасский машиностроительный завод попал в трудное финансовое положение из-за накопившихся долгов. В феврале он был вынужден подать заявление в суд о самобанкротстве, к нему поступают претензии поставщиков. Как можно спасти уникальное предприятие, разбирался «ФедералПресс».

До суда всего ничего

21 июля нынешнего года в арбитражном суде Челябинской области должно состояться заседание по иску «Новатэк-Челябинск» к Миасскому машиностроительному заводу (ММЗ). В нем «Новатэк-Челябинск» просит взыскать с предприятия задолженность в размере 33,7 млн рублей за поставку газа в мае 2021 года (об этом сообщается в материалах дела).

Всего же в 2021 году «Новатэк-Челябинск» подал к ММЗ шесть исков по поводу взыскания долгов за поставки «голубого топлива» на сумму, превышающую 722 млн рублей. Половину из них он выиграл, по остальным разбирательства еще продолжаются, хотя уже сейчас можно допустить, что ММЗ их скорей всего проиграет.

К предприятию есть и куда более весомые финансовые претензии. Например, недавно Челябинский филиал Россельхозбанка направил в суд иск, в котором назвал сумму задолженности перед ним со стороны ММЗ в размере почти 1,3 млрд рублей. Однако, судя по материалам дела, к нему не были приложены документы, подтверждающие ее наличие, то пока иск оставлен без движения до второй декады августа.

В феврале же текущего года ММЗ сделал то, чего от него вряд-ли кто-то мог ожидать – он подал в арбитражный суд Челябинской области заявление о самобанкротстве из-за задолженности в 2,4 млрд рублей. Решение по нему до сих не принято, разбирательство пару раз откладывалось по разным причинам.

Прибыль все ниже и ниже

Финансовое положение предприятия до конца непонятно. В системе «СПАРК-Интерфакс» есть данные о его доходах заканчиваются 2018 годом. Тем не менее, судя по ним, его финансовое состояние стало ухудшаться с 2016 года: если в этом году выручка ММЗ составила 2,4 млрд рублей, то в 2018-м – 1,8 млрд рублей.

В 2016 году его чистая прибыль равнялась 14,4 млн рублей, в 2018-м ММЗ получил убыток на 1,1 млрд рублей. И, наконец, обязательства ММЗ за три года выросли с более чем 2,4 млрд рублей до почти 3 млрд рублей. В 2019 и 2020 годах похоже он тоже нес убытки.

Долги ММЗ перед поставщиками периодически вынуждали их подавать иски о банкротстве. В 2016 году этого дважды пытался добиться Ступинский торговый дом, в 2017-м – фирма «Альфа-Металл» (оба занимаются торговлей алюминиевыми полуфабрикатами, используемыми в производстве ММЗ), в 2020-м – «Техно-Логика» (выпускает металлические изделия).

Самобанкротство как выход из кризиса

«Миасский машиностроительный завод уже несколько лет находится в тяжелом положении и согласно требованиям законодательства, заявление о признании предприятия банкротом должно было быть подано еще несколько лет назад», - выражает мнение Элла Гимельберг, управляющий партнер консалтингового бюро «Прагматика».

Впрочем, как считает ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, самобанкротство, на которое в феврале пошел ММЗ, может оказаться выгодным для выхода из сложившейся ситуации.

«Практика, когда компания сама подаёт на банкротство, существует в отечественной экономике. В этом случае она контролирует процедуру банкротства, что позволяет искать пути выхода из кризиса, продолжать деятельность. Такая схема банкротства позволяет защитить компанию от исков, в том числе от неправомерных, даёт отсрочку по некоторым выплатам, которые она должна сделать. У компании появляется время для поиска путей выхода из кризиса, она может найти новых инвесторов, осуществляются мероприятия, позволяющие сделать её деятельность эффективнее», – отметил он.

Согласно же сведениям «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году ММЗ фигурировал в качестве ответчика в 46 судебных делах на общую сумму претензий 663,3 млн рублей, в 2021-м – в 24 делах на 2,2 млрд рублей.

Стратегическая ТЭЦ

Положение дел осложняет наличие у ММЗ Тургоякской ТЭЦ, обеспечивающей теплом и горячей водой жилье 70 тыс. человек в северной части Миасса и в прилегающем к нему поселке Строителей. Платежи населения за услуги Тургоякской ТЭЦ имеют серьезную долю в доходах ММЗ, однако, с их помощью все-таки нельзя полностью погасить его долги. Банкротство ММЗ теоретически чревато ее остановкой и она будет некстати местным жителям.

Дмитрий Баранов отрицает возможность подобного сценария развития событий: «Процедура банкротства предприятия никак не связана с работой ТЭЦ, которая будет продолжаться. Возможные изменения могут заключаться в том, что этот актив может быть продан, а средства от его продажи пойдут на погашение долгов завода».

Будущее ММЗ неопределенно и будет зависеть не только от величины его долгов, но и степени упертости кредиторов – с кем-то из них можно будет договориться, с кем-то нет. Неясность его судьбы усугубляет отсутствие информации о том, предпринимает ли «Роскосмос» какие-нибудь действия по спасению предприятия – на запрос автора статьи в его пресс-службу комментариев получено не было.

В принципе ММЗ мог бы продать часть имущества для погашения отдельных исков. В конце 2019 года он выставлял на торги пансионат «Золотая долина» за 15 млн рублей и видимо не нашел на него покупателей – иначе бы объявление о его реализации не висело бы до сих пор на сайте предприятия.

Производственный тупик

Еще можно было бы попробовать диверсифицировать деятельность ММЗ, увеличив производство продукции гражданского назначения, востребованной на рынке. Но, по словам Дмитрия Баранова, сперва надо завершить процедуру банкротства и уже после нее можно рассматривать возможные варианты диверсификации, причем в рамках машиностроения.

«Выручка завода за последние два года не позволит стабилизировать положение и в такой ситуации «Роскосмосу» требуется принимать ключевое решение, от которого будет зависеть судьба коллектива – проводить глубокую модернизацию предприятия с переориентированием на перспективные заказы, или утратить компетентный персонал, раздробя актив на ТЭЦ и промышленные площадки под сдачу в аренду. На текущий момент завод выпускает широкий спектр гражданской продукции, однако, она не выдерживает конкуренции», – считает Элла Гимельберг.

Дробление ММЗ однозначно не лучший вариант, чреватый массовым сокращением его персонала и превращение его цехов в склады (да и то не факт, что найдутся желающие их арендовать), не считая взрыва социальной напряженности в Миассе (ММЗ – одно из крупнейших в нем предприятий).

По мнению Эллы Гимельберг, в ходе банкротства ММЗ, возможно будет сохранена часть мощностей по выпуску продукции в рамках государственного оборонного заказа и гражданских изделий с положительной рентабельностью продаж.

«К сожалению, режимный характер предприятия, не позволяет сделать из него современную инновационную компанию, которая могла бы работать на российском и международном рынке с опережающими технологическими решениями», – считает она.

На запрос же автора статьи в пресс-службу «Роскосмоса» по поводу предпринимаемых мер по спасению ММЗ комментариев получено не было.

Справка «ФедералПресс»:

ММЗ производит узлы и корпусные компоненты морских баллистических ракет, системы их предстартовой подготовки и микроклимата. Из гражданской продукции он изготавливает резервуарное и пивоваренное оборудование, светодиодные светильники.

Также предприятие оказывает различные услуги по механической и гальванохимической обработке металлов для нужд сторонних потребителей, может осуществлять по их заказам гидроабразивную резку стали, алюминия, меди, титана, стекла, пластика и т.д.+

Источник: https://fedpress.ru/article/2784252